Сегодня в литературе нашей страны намечается определённый застой. Констатировать это со стопроцентной уверенностью нельзя, так как оценку необходимо будет производить только спустя достаточное количество времени. Но общая тенденция для нынешнего человека в целом ясна. Наиболее популярны книги авторов прошлых лет, а не наших современников. Одной из причин декаданса является то, что нынешнее время не предоставляет авторам каких-то очень острых, важных и интересных новых тем. Картина мира несколько замерла. Стоит повториться, что особенно это заметно именно в России (так как западные авторы в свою очередь всё ещё получают свои Нобелевские премии).

Стоит разобраться в том, что происходит. Когда-то в нашей стране были гражданские войны, перевороты, строгий политический режим. И все эти сложности заставляли авторов переживать и выливать свои мысли и чувства на бумагу. Причём их произведения становились злободневными, так как проблемы касались подавляющего большинства людей. Так, даже на банальном примере: насколько дефицит в стране будет более актуальной темой, нежели уборка квартир в Москве? В первом случае дефицит может стать источником и для сатирического, и для драматического сюжетов. Во втором же даже сложно представить, о чём можно написать. А в наше время очень много «объёма» жизненного пространства занято именно бытовыми вопросами. И это не позволяет даже очень талантливым прозаикам раскрываться. Бытовые темы не очень интересны. А ничего глобального просто не происходит. Даже политическая ситуация не даёт поводов для творчества (отчасти и из-за того, что такое, но в другой форме у нас уже было). Что более драматично: уборка после ремонта или массовые репрессии? Ответ совершенно очевиден.

При этом такая ситуация не должна смущать людей. В конце концов, форм литературных произведений вообще не много. Хорхе Луис Борхес, к примеру, вообще выделял только четыре формы повествования. И поэтому для написания рассказов можно обращаться даже к простым сюжетам, окружая их необычными размышлениями. К тому же можно оперировать средствами современного русского языка, который очень богат и жив. Ещё Иосиф Бродский говорил, что важнейший элемент в литературе - это язык (его метаморфозы и приёмы). И сам он мог написать целое стихотворение, посвятив его простому стакану с водой. Поэтому даже какая-нибудь мойка окон может стать сюжетом для короткой формы вроде новеллы. Но для написания такого литературного произведения уже не достаточно простого таланта, но нужен истинный гений, чувствующий очень много и умеющий «играть» словами. С появлением таких авторов наша литература может вновь возродиться.