Только влюбленный имеет право на звание человека.

По праву стоит признать Александра Блока настоящим лирическим поэтом. Тема любви является основой его творчества, большинство стихотворений, написанные им  были посвящены его жене – дочери Д.И. Менделеева, Любови Менделеевой. Именно ей был посвящен первый сборник стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Если в начале цикла, объектом любви является – «Вечная жена» и прекрасная Дева, а любовь оказывается трепетным ожиданием. То во втором томе любовь превращается в стихийное чувство, страсть, роковое влечение, ведущее к неминуемой гибели.

Со стороны Александр Блок и Любовь Менделеева казались идеальной парой, но все же оба позволяли себе влюбляться в других.

Одно время Блок был увлечен  Натальей Волоховой, с ней связаны циклы «Снежная маска» и «Фаина». И если в  «Снежной маске» образ женщины выступает еще как яркий символ роковой и трагической страсти, то в «Фаине» уже четко возникает четкий характер «темной женщины», «женщины-змеи».

Позже было увлечение оперной певицей – Любовью Андреевой-Дельмас. Настоящая жемчужина любовной поэзии Александра Блока - цикл «Кармен» (1914 г.), включающий десять стихотворений, обращенных к оперной певице. Поэт много говорил о мощной освободительной страсти, поднимающей человека над миром обыденности, но никогда еще переживание этой страсти не доводилось в стихах поэта до подобного накала, как в «Кармен».

В свою очередь, Андрей Белый боготворил Любовь Менделееву, считал ее воплощением идеальной женщины, на этой почве у него с Александром Блоком и возник конфликт, который позже был описан в стихотворении «Балаганчик».  В послевоенные годы отношения супружеской пары все же наладились и в последние годы поэт стал преданным и любящим мужем.

Тема невозможности любви в безжалостном обществе – одна из тем  стихотворения "На железной дороге", в котором описана трагедия обычной молодой и красивой девушки, перед которой прошла  жизнь, так и не подарив ей долгожданного счастья. Именно поезд выступает здесь олицетворением  равнодушной судьбы. Ведь в нем люди также разделены на классы, на счастливых и несчастных. Отчаяньем и скорбью проникнуты последние строки:

Не подходите к ней с вопросами.

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно.

О  себе Блок когда-то написал "... чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он "свое" и "не свое", поэтому в период потерь и бед все личные и интимные переживания внутреннего мира поэта также наполняются  тревогой. Эту мысль подтверждают многие стихи поэта, посвященные интимным переживаниям, но преисполненные тягостных раздумий о мире и человеке в нем.