В психологии познавательными процессами принято называть такие элементы психики, которые связаны с сознанием человека. Среди них выделяют следующие: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность и интеллект. Они имеют психофизиологическую природу и соответственно на их развитие оказывают влияние, как наследственные факторы, так и социальные, а именно среда, окружение человека, его образование и контакты с другими людьми. Здесь нам хотелось бы остановиться на особенностях воздействия на психические процессы одного из видов обучения, а именно уроков рисования.

В каком бы возрасте ни был ученик, обучение рисованию имеет примерно одинаковую структуру. (Хотя рисование для детей представляется более интересной деятельностью, чем для взрослых). На занятиях "студенты" учатся определять пропорции, выявлять соотношения цвета и тени, совершать уверенные движения кистью и пальцами, молниеносно запоминать визуальные образы, видеть за многообразием красок черно-белый "скелет" объектов и многое-многое другое. За всеми этими действиями стоят определенные психические процессы. Вы скажете: как впрочем, и за любыми другими действиями людей! И это правильно. Вопрос в том, что обычно данные психические процессы происходят не вместе, а порознь и, главное, они очень редко бывают осознанными.

Совсем другое дело, когда человек учится рисовать. Ему дано задание скопировать некий предмет. Для этого ему приходится воспринять его, рассмотреть, но не просто так, а осознанно, чтобы выделить главное, соотнести пропорции и цвета. После этого мысленно "пересчитать" эти пропорции, ведь не всегда предмет бывает того же размера что и холст. Затем, вспоминая знания, полученные от преподавателей, начинающий художник пробует делать еще неуверенные штрихи, постоянно контролируя движения своих пальцев, и время от времени поглядывая на соответствие наброска объекту.

Не будем забывать и об обязательных занятиях историей изобразительного искусства, когда визуальная память обучаемого расширяется, воображение получает новую пищу, а мышление анализирует особенности тех или иных художественных школ.

Воздействие уроков рисования на развитие познавательных процессов человека универсально. Они дают комплексный эффект, развивая творческое мышление обучаемого, способствуя развитию гармоничной личности.